Deprecated: Function ereg() is deprecated in /home/pfask/ask.spb.ru/docs/articles.php on line 22
Кабины управления на кранах
Для управления краном применяются открытые и закрытые, обычные и панорамные кабины управления. Открытыми кабинами оборудуются мостовые и передвижные консольные краны, работающие в закрытых отапливаемых помещениях. Закрытые кабины применяются на кранах, работающих на открытом воздухе, в неотапливаемых помещениях, а также в случаях установки на кранах кондиционеров. Последними оборудуются кабины кранов, устанавливаемых в горячих, химических и других цехах, в которых имеет место выделение пыли и вредных газов. Требования к кабинам таких цехов изложены в Санитарных правилах по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов.
В закрытых кабинах применяется кондиционер СКК-2 (сухой крановый) с хладопроизводительностью 2000 кал/ч и производительностью по воздуху 500 м3/ч.
Кондиционер устанавливается в неизолированной части кабины. Для обеспечения надлежащего температурного режима и обмена воздуха закрытые кабины кранов, работающих на открытом воздухе, снабжаются отопительным прибором и вентилятором.
Следующие панорамные кабины разработаны ВНИИПТмашем совместно с Уральским филиалом института технической эстетики и эргономики. Открытые панорамные кабины предназначаются для мостовых кранов, работающих в помещении.
Ограждение нижней части у этих кабин выполнено не сплошным, а из тонких труб с шагом 300 мм, приваренных к вертикальным трубкам. Требуемая Правилами по кранам сплошная обшивка кабины листом ухудшает обзор и не дает возможности работать сидя. Крановщикам (в основном женщинам) приходится перегибаться через ограждение, чтобы лучше видеть строповку груза. Остекление нижней части кабины безопасным стеклом также не является оптимальным вариантом, так как улучшенный обзор из кабины в этом случае сопровождается отражением ламп освещения цеха, что слепит крановщика.
Открытые панорамные кабины не имеют этих недостатков. Эти кабины снабжены поворотной платформой и токоподводом. Платформа опирается на четыре катка, установленных на шарикоподшипниках, укрепленных на осях в нижнем поясе металлоконструкции крана. Наличие платформы позволяет поворачивать кабину на 90° в обе стороны. Поворот осуществляется толчком руки или ноги по ограждению кабины. Отдельные положения кабины могут фиксироваться.
Для удобства наблюдения за работой под кабиной часть платформы имеет проем, закрытый металлической сеткой. Положение кресла крановщика регулируется по вертикали и горизонтали. Кабина устанавливается в центре пролета моста.
Опытная эксплуатация панорамных кабин разрешена Госгортехнадзором и производится на автомобильных заводах (ВАЗе, КамАЗе и др.), где панорамные кабины применены на мостовых опорных и подвесных кранах. Краны мостового типа, перемещающиеся со скоростью не более 50 м/мин, могут кабинами не снабжаться; управление ими в этом случае производится с пола.
Выбор места расположения кабины при проектировании крана должен производиться с учетом необходимости обеспечения максимального обзора из кабины и возможности наблюдения за зацепкой груза и перемещением его в течение полного цикла работы крана. Исключение, вызванное спецификой применения, допущено для башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов. При подаче груза на верхние этажи строящегося здания башенным краном, при опускании грузов в трюм корабля портальным краном и т. п. крановщик не может из кабины видеть груз и работает по сигналам стропальщика или пользуется переговорной связью.
В мостовых кранах кабина может быть подвешена в торце моста (со стороны, противоположной от главных троллейных проводов) или в центре моста. Допускается подвешивание кабины к грузовой тележке. В последнем случае выход из кабины на мост крана должен осуществляться через настил тележки или по наружной огражденной лестнице.
В обоснованных случаях кабина управления может быть расположена со стороны цеховых троллеев, т. е. на одной стороне со вспомогательной люлькой; в этом случае должны выполняться требования об ограждении троллейных проводов от случайного соприкосновения с ними. Во вновь выпускаемых кранах должна быть предусмотрена возможность работы сидя. Для этого кабина оборудуется стационарным сидением (регулируемым по высоте и в горизонтальной плоскости) для крановщика с соответствующим расположением аппаратов управления.
В необходимых случаях для увеличения обзора сидение крановщика с пультом управления или кабина в целом должны выполняться поворотными. Пропускать через кабину крана грузовые и стреловые канаты, а также располагать в кабине барабаны для навивки канатов и пуско-регулирующие сопротивления не разрешается. На башенных кранах ранних выпусков (например, МСК 5-20) канат пропущен через кабину. Эксплуатация таких кранов должна разрешаться при условии ограждения каната.
Размеры кабины для отдельных типов кранов (башенные, стреловые самоходные, мостовые) регламентированы государственными стандартами. Если для данного типа крана в стандарте отсутствуют указания о размерах кабины или изготовляется нестандартный кран, то они должны назначаться с учетом следующего. В кабине должно быть предусмотрено место для крановщика и стажера и обеспечен свободный доступ к расположенному в ней оборудованию. Высота кабины (расстояние от пола до любой выступающей детали на потолке) должна быть не менее 1,8 м. Отклонение от этих требований допущено для стреловых (самоходных и прицепных), однобалочных и подвесных кранов. Кабины этих кранов могут рассчитываться на нахождение в них одного крановщика (без стажера), а высота уменьшена до 1,5 м, если работа предусмотрена только сидя.
Открытые кабины снабжаются сплошным ограждением на высоту не менее 1 м от пола кабины. Сплошное ограждение кабины однобалочных и подвесных кранов, если кабина предназначена для работы сидя, может быть выполнено на высоту 0,7 м. Материал ограждения кабины не регламентирован. Обычно для этих целей применяется листовая сталь.
Для ограждения световых проемов кабины, а также самой кабины может применяться стекло по ГОСТ 8435-76 (стекло плоское безопасное на поливинил-бутирольной пленке). На стреловых самоходных кранах для этой цели допускается применять также стекло по ГОСТ 5727-75* (стекло плоское закаленное). Стекло по ГОСТ 8435—76 при ударе не распадается на куски, но может давать сеть трещин. Стекло по ГОСТ 5727-75* при разрушении распадается на нережущие осколки определенного размера (не более 32 мм площадью не более 100 мм2).
Падение с большой высоты значительного количества осколков опасно для находящихся внизу людей. Вследствие этого сталинит не разрешается применять для остекления кабин башенных, портальных и других кранов, у которых кабины расположены высоко.
Для остекления кабин разливочных кранов применяется стекло сталинит СЗД-3, так как стекло по ГОСТ 8435-76 непригодно для работы на разливочных кранах: стекло растрескивается и затрудняет видимость машинисту. Световые проемы нельзя выполнять из органического стекла, которое легко царапается и мутнеет.
Если ограждение кабины стеклом начинается от пола, необходимо применение дополнительного ограждения высотой 1 м из металлической решетки. Решетка должна выдерживать массу крановщика, если не исключена возможность вставания на нее. В современных закрытых кабинах башенных и мостовых кранов, где световые проемы начинаются почти от уровня пола, а крановщик работает сидя, ограждение застекленного светового проема производится поручнем или двумя-тремя металлическими прутками или другим способом. Иногда роль ограждения переднего стекла выполняют две электронагревательные трубки.
Узкие боковые световые проемы (шириной 300-350 мм) не ограждаются. Ограждение решеткой в закрытых кабинах применяется только для стекол, расположенных в полу. В остекленных кабинах должна быть предусмотрена возможность протирки стекол с двух сторон вручную или механическим путем. Для этой цели устраивается необходимое количество фрамуг, снабженных замками для удержания их как в закрытом, так и в открытом состоянии при работе крана. Целесообразно применение вращающихся фрамуг.
В остеклении кабин кранов, работающих на открытом воздухе, устанавливаются солнцезащитные щитки.
Пол в кабине электрических кранов должен выполняться из дерева или других неметаллических материалов, исключающих скольжение, и на рабочем месте крановщика и в местах обслуживания электрооборудования должен застилаться стандартными резиновыми диэлектрическими ковриками. В закрытых кабинах мостовых кранов пол обычно настилается из досок и покрывается линолеумом.
Потолок должен устраиваться в закрытых кабинах. В открытых кабинах наличие потолка не обязательно. На кранах мостового типа в потолке закрытых кабин устраивается люк размером не менее 500 х 500 для выхода на настил моста. Через закрытую крышку люка в кабину не должны проникать дождь и снег.
В новых ГОСТах на мостовые краны вход в кабину управления предусмотрен с торца крана, а кабина размещается со стороны, противоположной цеховым троллеям. Краны с другим расположением кабины или с другим расположением входа в нее являются специальными, и их изготовление требует согласования с заводом-изготовителем. Дверь для входа в кабину может быть распашной или раздвижной.
Распашная дверь должна открываться внутрь кабины, за исключением стреловых самоходных кранов, а также при наличии перед входом в кабину тамбура или площадки с соответствующим ограждением. С внутренней стороны двери должно быть предусмотрено устройство (крючок, щеколда и т. п.) для фиксирования ее во время работы крана. У кранов, работающих вне помещения, дверь, кроме того, должна снабжаться встроенным или висячим замком.
Размеры дверей кабин кранов не регламентированы. При проектировании открытых и закрытых кабин мостовых кранов ширина дверного проема обычно принимается не менее 500 мм, а высота не менее 1800 мм. В исключительных случаях эта высота уменьшается до 1700 мм.
В однобалочных, подвесных, стреловых кранах высота дверей принимается в зависимости от установленной высоты кабины, которая может быть уменьшена до 1500 мм.
Устраивать вход в кабину через люк в полу не разрешается. Вход в кабину башенных, портальных и других кранов не должен преграждаться механизмами, канатами и другими устройствами.
Резиновые диэлектрические коврики должны постоянно находиться в кабине управления электрическим краном на рабочем месте крановщика и в местах обслуживания электрооборудования. Переносные защитные средства (перчатки, галоши) могут храниться в специально отведенных для этого местах вне крана. Хранение перчаток и галош в кабине не обязательно.
Необходимость снабжения кабины крана огнетушителем определяется в соответствии с техническими требованиями государственного стандарта на данный тип крана.
Устанавливать в кабине ящики сопротивлений электродвигателей не разрешается. Если такая установка была произведена ранее, то требования о выносе сопротивлений из кабин находящихся в эксплуатации кранов предъявляются только для кранов горячих цехов, а также в случаях, когда сопротивление мешает нормальной работе крановщика.





